Программы развития для студентов и выпускников
 

Интервью с финалистами CIMA Global Business Challenge

eGraduate.ru
CIMA Global Business ChallengeCIMA

23-24 июля 2012 года состоялся четвертый международный финал конкурс CIMA Global Business Challenge, в котором второй раз принимала участие команда из России.


Команда Blue Ocean из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)

Знакомьтесь с победителями российского финала 2012 года, командой Blue Ocean из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), которые представляли нашу страну на международном финале в Шри-Ланке:

Юлия Машканова — капитан команды — студентка по специальности «Финансовый менеджмент»
Игорь Захаров — студент по специальности «Маркетинг»
Арина Лекомцева — студентка по специальности «Международный менеджмент»
Марина Тихомирова — студентка по специальности «Финансовый менеджмент»

После победы на национальном финале они получили возможность представлять нашу страну в Шри-Ланке. Чтобы узнать больше об их впечатлениях от конкурса, получить советы по участию в конкурсе и принять решение об участие в CIMA GBC 2013, читайте наше интервью с командой Blue Ocean.

Для вашего удобства мы подготовили навигацию по статье (для перехода к нужному разделу кликните на соответствующую ссылку):

О Конкурсе

CIMA Global Business Challenge

Международный конкурс Global Business Challenge (GBC) ежегодно организуется всемирно известным институтом управленческого учета CIMA (Chartered Institute of Management Accountants) для студентов бакалавриата и ориентирован на будущих бизнес-лидеров.

Это соревнование по решению бизнес-кейса, в котором студенты дают консультации по стратегическим вопросам бизнеса как управленческие консультанты. Команды должны подготовить отчет, включающий анализ бизнеса данной индустрии и показать возможные решения. Победители национальных финалов соревнуются на международном финале за первенство и возможность выиграть ценные призы.

GBC очень популярен в разных странах от Австралии до Южной Африки — в 2012 году на международном финале в Шри-Ланке приняли участие команды из 22 стран. Глобальным партнером конкурса выступает финансовая группа Barclays и другие мировые корпорации. В России второй год подряд национальными партнерами стали компании BAT, PriceWaterhouseCoopers, Coca-Cola Hellenic и eGraduate.ru.

Подробнее о конкурсе вы можете прочитать на официальном сайте CIMA.

Blue Ocean — как складывалась команда

eGraduate.ru: Юлия, Игорь, Арина и Марина, еще раз поздравляем вас с успешным участием в CIMA GBC 2012! Расскажите, пожалуйста, почему вы решили принять участие в этом конкурсе и как сложилась ваша команда.

Юлия Машканова: Во-первых, стоит начать с того, что мы все учимся в одном университете, на одном факультете, но на разных специальностях. Наша команда представляла все три направления, которые есть на нашем факультете: финансовый менеджмент, международный менеджмент и маркетинг.

Центр карьеры нашего факультета сделал рассылку, в которой описывался конкурс GBC, и мы заинтересовались. Давно хотелось проявить себя в чем-то еще, помимо учебы в университете. Ключевым аргументом в пользу именно GBC стало то, что это международный конкурс, и победители российского финала могли поехать на Шри-Ланку, увидеть эту интересную страну и пообщаться с ребятами из разных стран.

Марина Тихомирова: Наше решение на самом деле было спонтанным: увидели информационную рассылку и подумали: «Почему бы не поучаствовать?» Мы как раз вернулись после обучения за границей по обмену и думали, как разнообразить свою учебную жизнь, попробовать что-то новое. Большая часть нашей команды не участвовала в подобных бизнес-играх, поэтому мы решили попробовать.

Арина Лекомцева: Подобные кейсы позволяют получить представление о реальных бизнес-ситуациях, накопить какой-то опыт, развивают навыки коммуникаций и помогают определиться, что именно тебя интересует в профессиональном плане. И, как уже сказала Марина, для всех нас, кроме Игоря, подобный опыт был абсолютно новым, мы никогда не участвовали в бизнес-кейсах.

Игорь Захаров: Меня пригласили в команду, когда основной ее состав уже определился. К этому времени у меня уже был успешный опыт побед в других конкурсах, но все они были в рамках России. Поэтому возможность попробовать себя в международном конкурсе меня заинтересовала, и я присоединился к девушкам.

По правилам конкурса у команды может быть ментор-преподаватель. Воспользовались ли вы это возможностью?

Марина: Нет, у нас не было ментора, мы самостоятельно организовывали свою работу. В нашем университете не принято, чтобы у команд был наставник, поэтому мы располагали только своими силами и знаниями. Единственное, во время подготовки к международному финалу мы обратились за комментариями к нашему преподавателю, но это касалось презентации нашего решения, а не содержания задания.

Решение кейса GBC

Как вы распределяли обязанности во время подготовки кейса? Вам помогло то, что вы учитесь на разных специальностях?

Юлия: Да, скорее всего, помогло. Например, мы с Мариной занимались подсчетами, Арина — этическими проблемами, а Игорь занимался той частью кейса, которая касалась рекламы и продвижения. Думаю, это сыграло положительную роль.

Дополнительно на мне была роль лидера и координатора, так как я была капитаном команды. Первое время мы встречались все вместе, чтобы обсудить общее направление работы, «набросать» идеи. Потом разделили задачи, которые были в кейсе, и каждый занимался их решением.

Какие у вас были впечатления от кейса? Было ли достаточно времени для его решения?

Марина: Кейс мне показался очень интересным, полным и качественным. Он был очень интересным за счет числовых данных и полезным с практической точки зрения, потому что был построен на стыке финансового и стратегического менеджмента. То есть содержал вопросы не только из области финансов, но стратегии компании, рекламы, этики ведения бизнеса и так далее.

На решение и написание письменного отчета на английском языке у нас было около полутора месяцев, и этого времени было вполне достаточно даже с учетом учебной нагрузки. После этого у нас был еще месяц на подготовку к презентации кейса и съемку ролика.

Российский финал GBC

Расскажите, пожалуйста, подробнее о российском финале GBC. Была ли победа для вас ожидаемой?

Арина: Ощущения победы не было, во многом потому, что это случилось очень неожиданно. Мы приехали в Москву всего на несколько часов только для того чтобы выступить перед жюри с презентацией, в отличие от других команд, которые находились там в течение нескольких дней. Но это не помешало нам показать себя с лучшей стороны, мы были уверены в нашем решении и хорошо в нем ориентировались. Уровень подготовки других команд был очень высок, многие не первый раз участвовали в бизнес-кейсах, но мы смогли собраться.

К российскому финалу вы готовили ролик о своей команде. Расскажите, как к вам пришла идея его содержания?

Ролик команды Blue Ocean

С роликом команды Blue Ocean можно познакомиться на странице видео-конкурса.

Марина: Идейным вдохновителем этого ролика была Арина. Мы решили сделать анимационный ролик: нарисовали простые эскизы, сняли их как фотографии, а потом соединили их все вместе и наложили на музыку. На мой взгляд, это было очень оригинально. Этим мы отличались от других команд, которые просто снимали себя и своих участников.

Юлия: Нужно отметить, что в рамках национального финала ролик был отдельной номинацией и не имел отношения к основному конкурсу. А вот на международном финале жюри его оценивало вместе с решением, презентацией и ответами на вопросы.

Международный финал GBC 2012

Как вы готовились к международному финалу? Учитывали какие-то свои недочеты по итогам финала в Москве?

Игорь: Конечно, мы проанализировали свой опыт, вспомнили решения наших соперников с российского финала и постарались учесть все замечания. Мы несколько раз репетировали презентацию.

К сожалению, в международном финале вам не удалось пройти во второй тур, как вы думаете, с чем это было связано?

Марина: То, что было нашей сильной стороной на региональном финале, оказалось слабой на международном. На региональном этапе мы отвечали на вопрос всей командой. Один человек говорил главную мысль, а все остальные его дополняли, и таким образом получался разносторонний ответ. Мы провели презентацию на международном финале в таком же стиле, но в обратной связи жюри обратило внимание, что на вопрос должен отвечать один человек, а не команда. Это было очень неожиданно.

Юлия: Я бы сказала, что еще одной нашей сильной стороной было то, что мы сделали наше решение связанным и мы хорошо подготовили нашу речь. Но, к сожалению, этого было недостаточно. Жюри обращало внимание не только на то, что ты говоришь, но и как ты это делаешь, поэтому большую роль играли жесты, мимика, интонация.

Игорь: Я видел презентацию одной из команд, которая вышла во второй тур. У них было похожее решение, но они по-другому презентовали свой кейс. Мы вначале сказали, что наша команда решала кейс для конкурса и дальше его рассказывали. А ребята полностью играли роль финансовых консультантов: они заявили, что они опытные профессионалы, реализовали много проектов и так далее. И жюри очень понравилось, что они вели себя как реальные представители бизнеса. Это бизнес-симуляция, поэтому такой подход имеет право на жизнь. Также они очень хорошо проработали детали: расчеты, результаты которых мы просто проговаривали, они вынесли на слайды, получился некий отчет о проведенном исследовании.

Дополнительным бонусом было то, что многие были из англоговорящих стран. Не смотря на то, что у нашей команды уровень английского был очень хорошим, мы учились семестр за границей, при ответе на вопросы мы все равно нервничали и это чувствовалось.

Была ли во время международного финала какая-то культурная программа? Удалось пообщаться с другими командами?

Марина: Да, такая возможность была, в отличие от национального финала, где многие участники были из регионов и приезжали только на один день. В Шри-Ланке мы были 4 дня и кроме двух туров финала, мы ездили с обзорной экскурсией и посетили буддийский храм.

Юлия: Конечно, свободного времени было немного, но нам запомнилась экскурсия, мы ощутили местный колорит. Еще искупались в океане, несмотря на то, что с погодой не очень повезло. Но мы не хотели упустить такую возможность. Лично я очень рада и довольна, эмоций было много.

С ребятами из других команд мы начали общаться уже в аэропорту. С ребятами из ЮАР и Ирландии мы летели одним рейсом. В принципе, поверхностно пообщаться нам удалось со всеми, с некоторыми даже подружились и теперь общаемся на facebook. В любом случае это было очень интересно и познавательно. Единственное, о чем я жалею, это о том, что мы увидели только презентацию Австралии. Очень хотелось бы посмотреть выступление других команд, но по правилам конкурса нельзя видеть выступления команд до своей презентации.

Арина: В целом ощущения от финала были невероятные, так как для меня это был первый опыт участия в конкурсе мирового масштаба. Были очень разные люди, но сразу было видно, что все готовы биться за победу и будет непросто пройти во второй тур финала. Мы получили огромный опыт, который можно использовать в дальнейшем.

Заключение

Как победителям российского финала вам была предложена стажировка в компании Coca-Cola Hellenic. Вы уже воспользовались этой возможностью?

Марина: Я прохожу стажировку на заводе в Санкт-Петербурге в финансовом отделе. И я очень рада, что мы выиграли именно этот приз. Коллектив компании молодой, с ними очень приятно работать, я узнала очень много нового, интересного и полезного.

Юлия: Моя стажировка началась в июле. Я была один месяц в финансовом отделе и занималась бюджетированием. Мне очень понравилось, коллектив действительно замечательный, все были очень дружелюбными, всегда все готовы были помочь. Рабочий процесс был очень насыщенным и приятным.

Арина: Я нахожусь на этапе согласования предложения. Мне предложили позицию в финансах, но я также рассматриваю возможность прохождения стажировки в логистике, чтобы попробовать себя и в этом секторе бизнеса. Возможно, в будущем это станет моей профессиональной деятельностью.

Игорь: Я не воспользовался этой возможностью, так как у меня уже есть постоянная работа. Но я считаю, что это хорошая перспектива для остальных участников нашей команды. И самое главное, стажировка в Coca-Cola Hellenic — это не единственная возможность, которая открывается благодаря этому конкурсу. После конкурса со мной связывались представители других крупных компаний с интересными предложениями.

Рекомендации будущим участникам

Как вы считаете, чем участие в CIMA GBC будет полезно студентам?

Юлия: Я думаю, участие в конкурсе полезно тем, что можно посмотреть, как применить на практике, в реальной жизни, то, что мы видим на бумаге и на доске в университете. Мы сами проводили анализ и сами принимали решение как управленцы, бизнес-консультанты. Это, конечно, не реальность, но очень близко к ней.

А что именно посоветовать будущим участникам, чтобы в ближайшем будущем команда из России могла победить на международном финале?

Арина: Мне кажется, для участия в конкурсе лучше иметь ментора. На международном финале для судей было большой неожиданностью, что нам никто не помогал. Возможно, есть смысл заручиться поддержкой профессионалов в области решения бизнес-кейсов, либо из той отрасли, по которой написан кейс. Это поможет найти точки соприкосновения с реальными ситуациями и подготовить выступление регионального и мирового уровня.

Игорь: Как я уже говорил выше, отчет и презентация результатов должны иметь под собой мощную аргументацию. Должны быть расчеты, результаты качественного исследования, если оно хорошо проведено. Как правило, судьи ожидают именно цифры, но главное, чтобы аргументация действительно была сильной.

Марина: Я думаю, здесь сложно что-то советовать. Судьи оценивают не только то, что вы рассказываете, но и то, как вы это делаете. Поэтому после российского финала стоит побеседовать с жюри и получить подробную обратную связь, что можно улучшить именно в вашей презентации.

Спасибо за ваши рекомендации! Желаем успеха вам и будущим участникам CIMA GBC 2013.

Дополнительная информация

Найди 4-х единомышленников и зарегистрируй команду!

Регистрация на GBC 2013 уже открыта!