Блог о карьере
 

Как стать менеджером по рекламе

Наталья Васильева,
Наталья Клаузер,
Портал eGraduate.ru

Реклама является одной из самых привлекательных областей для тех, кто хочет иметь интересную, творческую и лишённую рутины работу. Но часто, делая первые шаги в области рекламы, молодые специалисты испытывают разочарование: вместо генерирования гениальных идей, им приходится заниматься обработкой и анализом информации и решать огромное количество организационных вопросов.
Над созданием и размещением рекламы трудится большое количество специалистов: медиапланеры, дизайнеры, копирайтеры и многие другие, а координацией и контролем работы всех этих специалистов занимается менеджер по рекламе. Именно об этой профессии мы расскажем в нашей статье.
Обратите внимание, что здесь мы не касаемся специалистов в области рекламы, работающих в рекламных агентствах. Им будет посвящен отдельный цикл статей.

Итак, вы мечтаете работать специалистом по рекламе. Что именно вам предстоит делать? Какие перспективы вас ожидают? Как подготовиться к поиску работы?

Основные обязанности

При поиске работы в области рекламы стоит обратить внимание на размер компании — во многом именно от него будет зависеть круг ваших обязанностей.
В крупной компании, где большинство непрофильных видов деятельности выполняют специализированные поставщики, менеджер по рекламе — это в первую очередь организатор и координатор. По сути, в этой ситуации вы будете выступать в роли связующего звена между компанией и поставщиками услуг в области рекламы.

Чем конкретно придется заниматься?

  • Осуществлять поиск поставщиков
  • Ставить задачи рекламным агентствам и принимать результаты их работы
  • Представлять результаты рекламных кампаний руководству компании
  • Контролировать рекламный бюджет и документооборот
  • Проводить мониторинг рекламной активности конкурентов
В маленькой компании спектр ваших задач будет гораздо шире. Здесь вы «сам себе» и копирайтер, и медиапланер, а в некоторых случаях даже дизайнер.

В ряде случаев компании не выделяют отдельно должность «рекламщика», и задачи в области рекламы выполняет «специалист/ менеджер по маркетингу и рекламе».
Тогда круг ваших обязанностей будет ещё шире.

В зависимости от сферы деятельности компании вы будете заниматься:

  • Организацией и проведением выставочных мероприятий
  • Поддержкой, развитием и продвижением интернет-сайта компании
  • Подготовкой рекламных статей, материалов, новостей, пресс-релизов
  • Организацией различных акций и мероприятий для клиентов компании
  • Требования работодателей

Основные требования

К будущим менеджерам по рекламе работодатели преъявляют следующие требования:

  • Высшее образование
  • Хорошее владение ПК. При этом в ряде случаев вы должны уметь работать не только со стандартными офисными приложениями, но и с графическими пакетами (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw)
  • Владение английским языком на хорошем уровне (если это западная компания)
  • Творческий подход, художественный вкус и одновременно аналитический склад ума
  • Для крупной компании на первый план выйдут ваши организационные способности, а также навыки командной работы и презентации

Образование

При поиске кандидатов на позиции в области рекламы работодатели, как правило, не требуют наличия профильного образования. Если вы получили качественное образование в области экономики/управления или точных наук, работодателю этого будет достаточно.
Это связано с тем, что в нашей стране методики преподавания рекламы ещё не достаточно развиты (в отличие от западных университетов, где преподавание этой дисциплины ведется уже более века). Признанными лидерами среди иностранных вузов считаются британский Институт рекламной практики (Institute of Practioners in Advertising, IPA) и американская Miami Ad School.

В нашей стране рекламной профессии учат в следующих вузах:

  • Московский государственный университет, факультет журналистики, кафедра экономической журналистики и рекламы
  • Московский гуманитарный университет, факультет рекламы
  • Государственный университет управления, Институт социологии и управления персоналом, кафедра рекламы
  • Международный институт рекламы
  • Российский университет дружбы народов, институт мировой экономики и бизнеса
  • Российский государственный гуманитарный университет

Карьера

Попасть на позицию менеджера по рекламе сразу после окончания вуза (без опыта работы), как правило, невозможно. Поэтому, если опыта нет, а работать в рекламе хочется, то мы можем посоветовать несколько вариантов.

  1. Вы можете начать со стартовой позиции в рекламном агентстве. Здесь можно получить отличную школу, поработать над различными проектами, получив опыт, перейти «на сторону клиента» (если такое желание у вас все еще останется).
  2. Вы можете пойти работать менеджером по рекламе в небольшую компанию, которая не готова «купить» специалиста с опытом. В этом случае вы сразу получите интересные задачи. Но стоит опасаться и определенных сложностей. Начиная с того, что всему придется учиться самому, и, заканчивая тем, что в маленькой компании, где деятельность в области рекламы не отлажена, вы рискуете столкнуться с ситуацией, когда никто не сможет вам объяснить, чего же все-таки от вас ждут. Поэтому если самостоятельность, готовность рисковать и умение вести переговоры с руководством – не про вас, то переходим к варианту номер три.
  3. Вы также можете трудоустроиться на позицию помощника (ассистента) менеджера по рекламе в более крупную компанию. В ваши обязанности будет входить помощь вашему старшему коллеге в его работе. На первых порах менее интересно, зато более спокойно и надежно.

Если же вы не хотите затягивать с получением опыта работы до момента окончания вуза, то отличным вариантом для вас будет стажировка в отделе маркетинга и рекламы (в основном такие стажировки проводят крупные компании, а также ведущие рекламные агентства). Как минимум получите опыт работы, а при наилучшем раскладе — предложение о постоянной работе.
Кроме того, возможен переход на должность менеджера по рекламе из смежных областей, например, с позиции PR-менеджера.

Карьерная лестница

Классическая карьерная лестница для менеджера по рекламе выглядит следующим образом:

  • Ассистент менеджера (полгода-год)
  • Менеджер по рекламе (год-три)
  • Старший (ведущий) менеджер по рекламе (три-пять)
  • Начальник отдела маркетинга и рекламы компании

Спрос

На сегодняшний день без рекламы не обходится почти ни одна компания. Но нужно учесть, что в компаниях, производящих потребительские товары, реклама находится в ведении бренд-менеджеров. А менеджеры по рекламе (или по рекламе и маркетингу) в чистом виде востребованы в компаниях сферы услуг, торговых компаниях или производителях товаров для бизнеса.


Полезные ссылки