Блог о карьере
 

Менеджер по качеству: что это такое и как им стать

Дмитрий Курицын,
Портал eGraduate.ru

На фоне постепенного роста экономики нашей страны российские компании начинают уделять внимание новым для них направлениям деятельности, образуются и растут новые сферы бизнеса. Действительно, не так давно мы плохо понимали, что такое маркетинг, а об инвестиционном банкинге вообще не имели представления. Сейчас эти сферы находятся в состоянии высокой активности и привлекают большое количество молодых специалистов.

Немного о истории

История управления качеством берёт своё начало в конце 1940-х годов в послевоенной Японии. Тогда в оккупированную США Японию на помощь местной промышленности были направлены американские инженеры Ч. Процман и Г. Сарасон, к которым через пару лет присоединился У. Деминг. Повышение эффективности управления качеством сыграло немаловажную роль в так называемом японском экономическом чуде 1970-х годов.

Сфера менеджмента качества (в современном понимании этого направления деятельности) в нашей стране пока ещё находится на стадии становления. Немногие люди, в том числе молодые специалисты, имеют представление об управлении качеством, несмотря на то, что в ней найдутся задачи и для IT-специалистов, и для HR-менеджеров, и для специалистов во многих других областях. В этой статье мы хотим рассказать о том, какие возможности предлагает сфера менеджмента качества работникам. Речь пойдет об образовании в этой области и, непосредственно, о возможных направлениях деятельности.

Российские профессионалы в управлении качеством

В России сейчас есть немалое количество специалистов по качеству. Это люди с богатым опытом и высшим техническим образованием, полученным ещё в советской системе образования. В этом и заключается основная проблема. Подобные специалисты очень хорошо знают свою работу, но их взгляды на управление качеством сформированы в СССР, у них другие ценности. Они не всегда готовы воспринимать качество как комплексное понятие, как философскую концепцию. Именно поэтому внедрение TQM в нашей стране нередко становится формальной, «искусственной» процедурой.

Специалистов новой волны с современными взглядами, которые помогли бы исправить ситуацию в России, к сожалению, крайне мало. Дело в том, что подготовку специалистов в области качества, по традиции, ведут технические вузы, и программа этой подготовки принципиально не отличается от советской. Некоторый положительный вклад вносят ведущие гуманитарные и экономические университеты, включившие современную дисциплину «Управление качеством» в учебные планы менеджеров и экономистов. Количество таких примеров постепенно растет, но пока их, к сожалению, немного.

Возможно, малое количество достойных предложений в области управления качеством на образовательном рынке является причиной отсутствия у аудитории интереса к этой области, а также представлений об этом направлении деятельности. Проведите эксперимент — спросите у знакомого, чем, по его мнению, занимается специалист по качеству. Вероятно, в ответ вы услышите: «Ну, чем-то, связанным с сертификацией и стандартизацией», – или что-то похоже. В общем, окажется, что управление качеством — это то, что скучное и малоинтересное.

Качественные возможности

Важные термины

Качество — это пригодность и способность продукции удовлетворить имеющиеся и формирующиеся потребности пользователя
Принцип концепции TQM — стандарты качества определяются требованиями потребителей

В действительности, управление качеством не сводится лишь к стандартизации и сертификации. TQM — концепция, охватывающая всю организацию и, соответственно, всю её деятельность. Это означает, что набор задач, связанных с менеджментом качества, очень широк и требует привлечения специалистов в разных областях. В этом можно убедиться, просматривая вакансии.

Открытых позиций, связанных с менеджментом качества, по сравнению с маркетингом и финансами, на данный момент не так много, хотя и не совсем мало. Большая часть вакансий открыта в Москве и Санкт-Петербурге, а также других крупных городах — Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске. Как правило, специалистами по качеству интересуются российские компании, представительства иностранных компаний — гораздо реже. Размеры компаний, как и их профили достаточно разнообразны. В основном, это торговые и производственные предприятия, строительные и логистические компании, IT-компании, порой, даже медицинские организации.

Требования, предъявляемые к кандидатам компаниями различных отраслей, принципиально не различаются. Потенциальный менеджер по качеству должен обладать высшим экономическим или техническим образованием, знанием тех или иных стандартов качества (например, ISO), должен являться опытным пользователем офисных программ и программных пакетов для работы с бизнес-процессами (ARIS, BPWin и т.д.). Особое внимание, как правило, уделяется коммуникабельности и владению английским языком. Различия в требованиях сводится, обычно, к знанию отдельных стандартов или специализированных программных пакетов.

Требования к опыту работы в сфере менеджмента качества не являются жёсткими. На позиции специалистов (специалист по качеству, инженер по качеству, менеджер по качеству и т.п.) рассматриваются кандидаты без опыта вообще или с минимальным опытом работы, связанным с основным направлением деятельности компании. Рассчитывать на управленческие должности (начальники отделов, руководители проектов и т.п.) могут лишь специалисты с опытом работы от 3-5 лет в области управления качеством.

Управление качеством во времена СССР

В Советском Союзе, начиная с 1970-х годов, также велись работы по повышению качества выускаемой продукции.
В условиях административно-плановой экономики она сводилась к совокупности стандартов качества, которые индивидуально назначались в регионах страны.

Качественный путь

Какой же путь нужно пройти и каким образованием обладать, чтобы профессионально развиваться в сфере управления качеством? Специалисты склоняются к тому, что оптимальный вариант — получить высшее техническое или IT образование, а затем дополнить его 2-м высшим образованием в области экономики или проектного менеджмента в гуманитарном или экономическом университете. Перед получением второго образования полезно получить опыт работы по технической (или IT) специальности, чтобы лучше понять специфику выбранной отрасли.