Error reading XSLT file: \xslt\banner970.xslt
 

Карьера «из компании в компанию»

Алина Красновид,
eGraduate.ru
«Я б в другую компанию пошел, пусть меня повысят…» Неизвестный автор

Рано или поздно каждый сотрудник начинает задумываться о переходе на более высокую позицию, повышении заработной платы, смене компании-работодателя (нужное подчеркнуть). Если вы подчеркнули все выше перечисленное, то эта статья именно для вас. Мы предлагаем поговорить об одной из стратегий построения карьеры — так называемой карьере «летуна».

Кто он, «летун»?

«Летунами» принято считать тех, кто часто меняет место работы с целью повысить уровень занимаемой позиции и заработной платы. Понятие «часто» в разное время подразумевало различный период. В современном бизнесе «нормальным» периодом работы в одной компании считается срок 3–5 лет. Если сотрудник совершает переходы чаще, это наталкивает на мысль, что он гонится только за краткосрочной выгодой, чтобы в недалеком будущем покинуть работодателя ради более привлекательного предложения. Эти цифры не взяты «с потолка». За этот период перспективный человек успевает реализовать ряд проектов, достичь серьезных результатов и показать себя, повысить уровень своего профессионализма и, как правило, получить повышение.

Конечно, стоит сразу оговориться, что из приведенного выше правила есть исключения:

  • Специалисты, работающие на проектной основе. Их перемещения между компаниями вызваны объективными обстоятельствами — каждый проект имеет ограниченный срок.
  • Студенты и недавние выпускники с непродолжительным совокупным опытом работы. У многих молодых специалистов первые два–три места работы никак не связаны со сферой, в которой они в дальнейшем будут строить карьеру: кто-то ищет свою профессиональную стезю, а кто-то перебивается случайными заработками. Поэтому смена места работы раз в полгода–год считается вполне нормальной, если ей можно дать аргументированное объяснение.

Но если вы окончили вуз больше трех лет назад, ваша деятельность не связана с проектами в разных компаниях, но вы по-прежнему «скачете» с места на место, чтобы найти место «потеплее», вы — тот самый «летун».

Почему не любят «летунов»?

Сейчас, к счастью, при приеме на работу никто от вас не ждет, что вы до пенсии проработаете в одной компании, что один шаг в сторону — и вас признают предателем Родины, но и противоположная ситуация с частой сменой компании-работодателя тоже мало кого устраивает. Почему? Причин может быть несколько.

  1. Когда компания ищет постоянного сотрудника, она ориентируется, как правило, на среднесрочное сотрудничество, так как, во-первых, подбор персонала достаточно затратное само по себе мероприятие, а во-вторых, в первые 2–3 месяца работы сотрудника тратятся время и силы на его адаптацию и/или обучение. Если человек проработает меньше года, компания больше потратит, чем приобретет, а функционирование любой организации должно быть экономически оправдано.
  2. В большинстве случаев истинную причину увольнения с предыдущих мест работы сложно узнать и возникает подозрение, что человека могли увольнять по профнепригодности. Особенно это актуально, если срок работы в той или иной компаний не превышает трех месяцев — стандартного испытательного срока. То есть вы могли произвести очень хорошее впечатление на этапе отбора, но на практике оказаться некомпетентным.
  3. «Прыжки» из компании в компанию могут также свидетельствовать о том, что у вас сложный характер, и вы не сходитесь с коллегами. Так как во время отбора HR-специалист подбирает человека в уже сложившийся коллектив, такое непостоянство также может насторожить.
  4. Если вы работали в компаниях, которые являлись прямыми конкурентами, может возникнуть подозрение, что ваша цель — завладеть внутренней информацией компании, т.е. промышленный шпионаж.

Поэтому если ваше резюме пестрит перечислением различных мест работы, будьте готовы к более пристрастному отбору. Чтобы получить предложение о работе, вам нужно уметь аргументировать причины увольнений.

Недостатки стратегии «летуна»

На первых порах стратегия «летуна» может быть эффективной и за сравнительно короткий срок человек может значительно вырасти и в уровне позиции, и в деньгах, однако, начиная с позиций middle-менеджемента, такой стиль поведения приносит все меньше результатов. Поговорим об основных недостатках частых «скачков» из компании в компанию.

Во-первых, на позициях среднего уровня для будущего работодателя важны ваши достижения на предыдущем месте работы, а за короткий срок достичь их удается редко. Поэтому на этапах отбора легко можно проиграть более «стабильным» кандидатам.

Во-вторых, динамика заработной платы внутри компании может быть выше, чем при внешнем «росте»: так как оплата middle-менеджмента зависит от результатов работы, увольняясь, вы лишаетесь части бонусов и премий. А на новом месте работы нужно будет проработать как минимум до проведения оценки, чтобы претендовать на дополнительное вознаграждение. Поэтому если вы работаете действительно эффективно, увеличение зарплаты по итогам регулярной оценки в долгосрочной перспективе выше, чем при «скачках» из компании в компанию.

В третьих, чем выше ваша позиция на карьерной лестнице, тем больше вероятность, что о вас будут собирать рекомендации. Поэтому велика вероятность, что предыдущие работодатели и коллеги могут дать негативную обратную связь.

Наконец, если вы работаете в компании непродолжительное время, вы теряете различные нематериальные бонусы. Например, получение степени MBA за счет работодателя или возможность пройти международную стажировку.

Поэтому прежде чем принять предложении о работе от той или иной компании, задумайтесь, насколько продолжительным может быть ваше сотрудничество, задайте все интересующие вас вопросы, чтобы было меньше шансов для разочарования в будущем и чтобы вас по ошибке не причислили к клану «летунов», если придется уйти.

P.S. Для истинных «летунов»

Если же стратегия «летуна» — ваш стиль жизни, то рекомендуем прочитать книгу Дэвида Перри «Партизанский маркетинг для охотников за работой 2.0». Это сборник нетрадиционных методов, советов и подсказок по поиску работы своей мечты, среди которых есть и рекомендации для «профессиональных перебежчиков».