Программы развития для студентов и выпускников
 

Тенденции HR-брендинга: как компании привлекают и удерживают сотрудников

Татьяна Латухина,
eGraduate.ru
Тенденции HR-брендинга: как компании привлекают и удерживают сотрудников

Сколько названий брендов разных продуктов вы знаете? Есть ли у вас предпочтения к определенным брендам, когда вы совершаете покупки в магазине? А теперь другой вопрос: какими будут ваши ответы, если вас спросить то же самое, но по отношению к компаниям-работодателям?

Если вы затрудняетесь ответить, то эта статья будет вам полезна для общего понимания того, что такое HR-бренд, а если вы уже знакомы с этой тематикой, то, возможно, вам будет интересно узнать о новых тенденциях в этой сфере.

Что такое HR-бренд?

HR-брендинг направлен на продвижение компании как привлекательного работодателя, в отличие от брендинга в маркетинге, который продвигает товары и услуги. Сейчас не только западные, но и российские компании стараются активно внедрять эту практику. Сильный бренд работодателя позволяет компаниям не только привлекать наиболее перспективных кандидатов, но и удерживать лучших сотрудников. Такие рейтинги привлекательности работодателей, как TargeT, 100 Best Companies to Work For, премия HR-бренд и др. отражают силу HR-бренда компании и ее популярность среди кандидатов.

На российском рынке крупнейшим мероприятием, посвященным управлению брендом работодателя, является ежегодный Международный саммит HR-брендинг, последний из которых проходил в сентябре 2012 года. Спикеры из разных стран в формате лекций и мастер-классов рассказали менеджерам по персоналу о последних тенденциях в области HR-бренда. Подобные мероприятия позволяют узнать, что новое появилось на рынке труда, какие возможности предлагают компании текущим и потенциальным сотрудникам для укрепления своих позиций как привлекательных работодателей. В этой статье Вы сможете узнать о тенденциях 2012 года, которые могут затронуть вас как кандидата или текущего сотрудника.

Амбассадоры

Амбассадоров в вузы привлекают следующие компании

  • adidas Group
  • BAT
  • Google
  • Mars
  • P&G
  • SUN InBev
  • Unilever
  • Последнее время очень популярное направление в классическом маркетинге — использование бренд-амбассадоров. Задача амбассадора — увлечь продвигаемым брендом даже его активных противников, основные обязанности — рассказывать о товаре потенциальным потребителям, проводить обучающие семинары и мастер-классы. Амбассадор должен не только хорошо знать свой продукт, но и быть увлечен им. Теперь эта практика перешла в HR и распространилась на продвижение бренда компании как работодателя.

    Многие компании, привлекающие молодых специалистов, предлагают студентам стать амбассадорами для продвижения бренда компании в вузах. В этом случае бренд-амбассадоры выполняют несколько задач. Во-первых, они являются контактным лицом компании для других студентов в вузе и единым информационным центром — они в курсе последних новостей компании-работодателя, владеют информацией об актуальных программах и стажировках и т.д. Кроме того, амбассадоры помогают организовывать карьерные мероприятия компании. Для студентов-амбассадоров это отличная возможность получить опыт проектной работы, развить свои организаторские и коммуникационные навыки, а также получить преимущество при отборе на программы развития и стажировки компании, бренд которой они продвигают.

    Поощрение социальных сетей

    В последнее время появилось большое количество профессиональных сообществ, которые позволяют специалистам общаться между собой и обмениваться профессиональным опытом. Этим же способом вы можете найти сотрудников интересующих вас компаний и отделов и уточнить у них информацию о компании как работодателе.

    Кроме того, многие компании также используют обычные социальные сети для поиска кандидатов и общения с ними. Согласно исследованию Burson­Marsteller, половина из компаний списка Fortune 100 используют аккаунт в Twitter, а 38% ведут корпоративный блог. В свою очередь опрос, проведенный Right Management, подтвердил, что кандидаты используют социальные сети для оценки потенциальных работодателей: 31% респондентов заявили, что они всегда используют социальные медиа для определения перспективности работы в компании и отношения к сотрудникам.

    Ведение групп в социальных сетях помогает развивать привлекательный бренд компании как работодателя. Клиенты и кандидаты могут познакомиться с компанией, ее актуальными предложениями и последними новостями. Как показал последний Саммит, уже во многих рекламных бюджетах заложены средства на продвижение и развитие HR-бренда в социальных сетях. В последнее время особенно популярны видео компаний, выложенные на YouTube.

    Какое влияние оказывает эта практика на кандидатов? Посещение групп в социальных сетях интересных вам компаний позволит вам не только найти интересующую информацию и оперативно получить ответ на интересующий вас вопрос, но и, возможно, наладить контакт с сотрудниками. Особенно полезным окажется знакомство с HR-ом. Кроме того, компании часто проводят различные конкурсы и мероприятия, о которых вы сможете быть в курсе, если будете участником сообщества.

    Вовлечение в процесс работы

    Высшим уровнем лояльности сотрудника к компании считается вовлеченность, когда человек не просто выкладывается на работе, но и воспринимает бизнес компании как свой. Именно на этом уровне сотрудник мотивирован выполнять свою работу как можно лучше. Чем выше доля вовлеченного персонала, тем сильнее HR-бренд компании.

    На саммите HR-брендинг 2012 компания AstraZeneca рассказала, как этого добиться на практике. Лекция компании была посвящена инновационным методам в мотивации персонала: популяризации и публичности достижений, индивидуальным программам развития и обучения, тимбилдингам, обеспечению сотрудников разнообразными дополнительными бытовыми услугами и т.д.

    Сотрудники компании PwC в рамках саммита также поделились своими разработками в данном направлении: в компании существует ряд кейсов и мероприятий, повышающих мотивацию сотрудников. Данная программа касается не только зарплаты, льгот, возможностей для обучения и развития, но и эмоциональной стороны работы: оценки вклада каждого сотрудника, корпоративной культуры и т.д. Результатом внедрения этой системы стали высокая готовность сотрудников продвигать бренд работодателя, а также снижение текучести персонала.

    Как правило, информация о том, каким именно образом компания мотивирует сотрудников, является закрытой. Даже на мероприятиях, подобных Саммиту, о методах воздействия на персонал говорят в общих чертах, но можно выделить два типа методов воздействия: материальные и нематериальные. Для большинства молодых специалистов существенную роль играет именно материальная сторона, но с возрастом и опытом работы сотрудники начинают больше ценить нематериальное поощрение со стороны работодателя. Поэтому мы рекомендуем во время интервью не только быть готовым отвечать на вопросы HR-менеджера, но и задавать свои, чтобы лучше оценить, в каком пространстве вам предстоит работать.

    Заключение

    Для того чтобы найти свою компанию необходимо изучить рынок труда: посмотреть рейтинги работодателей и карьерные сайты, пообщаться на форумах с сотрудниками компаний, а также с другими молодыми специалистами, которые находятся в поиске. Чем больше вы владеете информацией, тем осознанней ваш выбор компании.

    В этой статье мы также хотели обратить ваше внимание, что даже такие узко специализированные мероприятия как Международный саммит HR брендинг, могут быть полезны при поиске работы, чтобы лучше узнать о тех технологиях, которые компании применяют в работе с персоналом, и тем самым оценить, насколько они вам подходят.