Программы развития для студентов и выпускников
 

Кто влияет на вашу карьеру?

Ирина Шахмаметова
eGraduate.ru

К сожалению, развитие вашей карьеры не всегда зависит только от вас. Обстоятельства и окружение имеют большое влияние на то, как будут выполняться ваши планы. Изменить сложившуюся ситуацию вы можете не всегда, а вот воздействие окружающих может быть вами взято под контроль.

Находясь в поисках информации по вопросу «как и где построить успешную карьеру», вы, скорее всего, найдете советы, касающиеся того:

Все эти ответы полезны, но они упускают один важный момент: карьера строится среди людей, и не только непосредственный руководитель оказывает влияние на продвижение сотрудника.

Давайте разберемся, какие же «группы интересов» могут влиять на вашу карьеру. Если вы будете правильно строить отношения с каждой из этих категорий, то вам будет проще и быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Всего мы выделили 6 групп.

Непосредственный руководитель

Полезный совет:

Говорите с начальником, и узнаете много интересного о себе. Даже если в компании нет специализированной процедуры для получения обратной связи, стоит с определенной периодичностью спрашивать руководителя, что он думает о результатах вашей работы. Это позволит более объективно строить собственные карьерные планы.

Непосредственный руководитель оказывает, наверное, самое существенное влияние на вашу карьеру. Поэтому нужно понимать его цели. Как правило, они следующие:

  • продвижение по карьерной лестнице/рост собственных доходов
  • успешное выполнение задач подразделения или проекта

Соответственно, помогая руководителю в реализации этих целей, вы помогаете себе.

Подробнее о том, как строить отношения с первым руководителем и чем он отличается от преподавателей (которые для студентов часто выступают первыми руководителями) читайте в прошлогоднем выпуске электронного журнала iGraduate Target’09.

Помимо руководителя у вас может быть еще наставник, который может стать вашим помощником в строительстве карьеры, а может наоборот поставить крест на вашем продвижении в компании. Не стоит считать, что наставник всегда будет на вашей стороне. Ваша задача состоит в том, чтобы выстраивать с ним отношения также, как и руководителем. Поймите цели и задачи вашего наставника (от случая к случаю они могут сильно варьироваться) и помогайте ему достигать этих целей. Не сводите общение с наставником к формальным процедурам и стратегии плохого студента, живущего от сессии к сессии.

Продумывая ваши взаимоотношения с наставником, посмотрите вот эти статьи:

Руководитель руководителя и другие «большие» начальники в компании

Это влиятельная группа, которая может поспособствовать быстрой и успешной карьере или, наоборот, притормозить ее, даже если непосредственный руководитель будет рекомендовать вас к повышению. С этими людьми на начальном этапе вы, скорее всего, будете взаимодействовать в наименьшей степени, поэтому те немногие возможности, которые будут появляться, нужно использовать по максимуму.

Важно:
Всегда сначала нужно идти к своему руководителю и только если вопрос очень серьезный и решить его с руководителем не получается, можно идти через голову, но и в этом случае надо быть готовым к не самой положительной реакции вышестоящего сотрудника. Если есть возможность лучше обратиться в какой-то комитет (во многих компаниях есть комитеты по этическим вопросам и другие подобные организации).

Как обратить на себя положительное внимание со стороны этой группы интересов:

  • Опосредованно через своего руководителя (он публично отметил ваши успехи)
  • Вы выдвинули идею, которая была внедрена за пределами вашего отдела (Важно: помните, что с идеями нужно быть острожными, иногда они могут привести к негативным последствиям.)
  • Успешное выполнение задач для конкретного менеджера.
  • Позитивные личные отношения. Возможно, вы с таким руководителем окажетесь в командировке или на каком-то мероприятии. В этом случае будут оцениваться не только ваши деловые качества, но и умение вести себя, общаться и так далее.

Как обратить на себя отрицательное внимание:

  • На каждом углу рассказывайте о грехах вашего руководителя и его низкой квалификации
  • Сорвите сроки большого проекта, важного для всей компании
  • Не готовьтесь к презентации, которую будут слушать представители разных отделов
  • Напишите в Facebook всю правду о вашей компании
  • и так далее и тому подобное

Коллеги

Полезный совет:
Хвалите публично, ругайте лично.
Если вы видите успехи/достижения кого-то из коллег, то о них можно говорит за глаза и публично (если вы говорите это с положительной оценкой). Если же вы заметили ошибки/проблемы, то о них лучше сказать конкретному человеку лично и, если нужно и есть возможность, помогите ему.
Здесь важно избежать ситуации, когда ваше поведение выглядит, как стремление поставить себя выше коллег. Чтобы этого избежать — будьте искренними и анализируйте реакцию окружающих.

Самая массовая группа, оказывающая влияние на карьеру сотрудника. Даже если вы отлично справляетесь со своими задачами, но у вас плохие отношения с коллегами, это может стать причиной того, что повышение/интересный проект предложат кому-то другому, а не вам. C коллегами нужно поддерживать хорошие отношения:

  • не стоит подставлять коллег/выставлять их в плохом свете перед руководством или другими коллегами (Кстати, последнее можно сделать и не специально: например, публично обсуждая ошибки коллеги или делая за него его работу.)
  • не участвуйте в интригах/сплетнях
  • не игнорируйте корпоративные мероприятия, но и не пытайтесь со всеми стать закадычными друзьями
  • помните, что коллеги, это также и люди, которые работают в соседних отделах, а не только в вашем собственном. Общаясь с ними, можно перенять хорошие идеи, по-новому взглянуть на свои задачи, и просто расширить свой профессиональный кругозор, быть в курсе происходящего в компании

Клиенты

 

Полезный совет:
Если очень хочется выругаться на клиента, делайте это в одиночестве. Помните, что, ругая клиентов, вы усложняете свою жизнь:
1. Будет сложно собрать команду на работу над проектом с этим клиентом (по вашим же словам выходит, что лучше уволиться, чем делать проект для этого клиента)
2. Если нужна будет скидка для этого клиента, руководитель может ее не одобрить (вы же сами говорили, что такой клиент — только наказание для компании)
3. Вам будет сложно уйти в отпуск или пойти на ротацию в другой отдел (так как никто не захочет работать с вашим клиентом, когда вас нет)

Хотя и считается, что клиент — это основа любого бизнеса, и что «он» всегда прав, во многих компаниях за глаза менеджеры отзываются о клиентах не самым лестным образом, их ненавидят и/или боятся. Мы же рекомендуем относиться к клиенту как к руководителю — вы помогаете ему, он сохраняет лояльность по отношению к вам. Если клиент держится за вас, даёт дополнительные заказы, то и начальник будет вами дорожить.

Помните, что самый короткий путь в генеральные директора лежит через продажи. Но где бы вы не работали, развивайте в себе клиентооринетированость и не забывайте, что зарплату вам платят из денег, что принесли клиенты.

У клиентов есть хорошая привычка при первом «удобном» случае давать обратную связь вашему руководителю. При случае он обязательно вас отметит, а если клиент не хвалит подчиненного, то для руководителя это сигнал, что что-то здесь не так.

Бэк-офис и другие сотрудники, с которыми вы взаимодействуете

Про эту группу чаще всего забывают, так как кажется, что эти люди не могут ни мешать, ни способствовать карьере, но на самом деле, это не так. От того, какие у вас личные отношения с этими людьми, зависит, как быстро и качественно будут выполняться ваши задания и будут ли они выполняться в принципе…

Как строить отношения с этой группой людей?

  • Замечайте этих людей: здоровайтесь, запоминайте имена, поздравляйте с праздниками, интересуйтесь здоровьем/детьми/успехами в учебе и так далее. Помните, что это люди, а не приложение к факсу/телефону/двери.
  • Не игнорируйте просьбы этих сотрудников. Если бухгалтеру нужно получить от вас отчет по командировке, не стоит заставлять его просить отчет несколько раз, а вам, в свою очередь, не нужно будет решать проблемы с поставщиком, который не получил вовремя платеж, так как бухгалтерия не успела/забыла его оплатить.
  • Помогайте им в продвижении: если вы знаете о новой позиции ассистента в отделе, то, возможно, стоит порекомендовать руководителю департамента обратить внимание на «хорошую» девочку на ресепшене.

Поставщики

Пример из практики:
Перед новым HR директором поставили задачу оптимизировать работу по рекрутменту. Одним из первых действий, стала организация встреч с представителями агентств, в которых компания размещала заказы на рекрутмент. В итоге всплыло много интересных подробностей о части HR-менеджеров компании. В результате, некоторые из них получили предупреждение, которое может привести к увольнению по итогам очередной оценки.

Поставщики очень похожи на категорию сотрудников, описанных выше и частично на клиентов. Иногда хочется, чтобы поставщик просто делал свое дело вовремя и четко, но важно помнить, что поставщики — это тоже люди.

Конечно, плохого поставщика можно сменить, но это сложно, а иногда и невозможно сделать во время проекта. Ваша задача — превратить поставщиков в членов вашей группы поддержки. Они не просто должны выполнять свою работу, они должны помогать вам идти вверх по карьерной лестнице. Например, у поставщиков есть идеи, как сделать что-то лучше, качественнее, быстрее. Если у вас не выстроены отношения, то с вами этими идеями не поделятся, а значит вы не заработаете себе дополнительных плюсов на оценке.

В некоторых компаниях принято списывать собственные ошибки на поставщика, но мы не рекомендуем так делать, так как в итоге это может обернуться против вас, и нужный поставщик с оптимальными условиями в итоге может отказаться с вами работать. По сути здесь действует то же правило, что и в жизни: если все поставщики плохи — значит проблема в заказчике.

Заключение

В этой статье мы, в основном, говорили о построении отношений с окружающими нас людьми на работе. Но не стоит жестко разделять отношения на работе и в жизни. На работе действуют те же принципы, что и в повседневных отношениях, поэтому, развивая свои навыки межличностного общения, вы получите положительный результат как в карьере, так и в жизни.

Обучиться строить отношения за 5 минут невозможно, вам потребуется много времени и сил, чтобы научиться управлять воздействием окружающих на вашу карьеру, а пока попробуйте воспользоваться советами, которые приведены выше и анализируйте происходящее вокруг вас, реакцию на ваши слова и действия, за счет этого вы узнаете много нового и сделаете интересные выводы. Мы будем рады «услышать» ваши выводы на блоге.