Программы развития для студентов и выпускников
 

Как написать мотивационное письмо

Артур Виноградов,
eGraduate.ru

Мотивационное письмо — эффективный инструмент в поиске работы, который может помочь вам преодолеть первый барьер при отборе в компанию. Особенно полезным этот документ может быть для студента или выпускника, у которого нет опыта работы, так как в мотивационном письме можно донести до работодателя, почему он должен рассмотреть вашу кандидатуру несмотря на прочерк в соотвествующем разделе резюме.

Но сразу хотим предупредить вас — мотивационное письмо может открыть перед вами двери компании, а может и закрыть их. Если компания не требует от вас написания эссе и вы не уверены в своих силах, то стоит воздержаться от написания этого документа.

Определимся с терминами

Сопроводительное письмо

Сопроводительное письмо — обязательная часть вашей переписки с компанией, в которой вы описываете, что и зачем вы посылаете менеджеру по персоналу. Резюме, высылаемое работодателю, должно быть сохранено в отдельный файл, а в теле письма вы должны представиться и указать, на какую позицию вы претендуете. В минимальном виде вам будет достаточно текста, который мы приводим во врезке, но если хотите, то можете расширить ваше сопроводительное письмо, указав (кратко!):

Самое краткое сопроводительное письмо
Добрый день, {ИМЯ, если знаете}
Высылаю Вам резюме на вакансию {точное название вакансии или желаемая должность}. Готов рассмотреть и другие предложения в сфере {области ваших интересов}.
Со мной предпочтительнее связываться по телефону {ваш основной номер, можно указать время}.
С уважением,
{Ваше Имя и Фамилия}
  • Вашу квалификацию (студент 5 курса МГИМО, факультет международная экономика, 3 года опыта работы по специальности)
  • Источник информации о вакансии (в ответ на объявление на сайте eGraduate.ru...)
  • Данные, которые позволят правильно оценить вашу кандидатуру (опыта работы по специальности у меня нет, но необходимые навыки я приобрел, работая в профкоме...)

Только не «лейте воду» — она не нужна ни вам, ни менеджеру по персоналу, а впечатление испортить может.

Если вы отправляете резюме по факсу, то впишите сопросовдительное письмо в шапку послания.

Мотивационное письмо

Мотивационное письмо (эссе) — документ, дополняющий ваше рюзюме сведениями о том, почему вы заинтересованы в получении определенной позиции и почему вы на нее подходите.

Из определений вы видите, что мотивационное письмо и сопроводительное письмо — это разные вещи. Если у вас остались вопросы по сопроводительному письму, вы можете задать их на сито «Отбор на вакансии», а далее мы разберемься с мотивационным письмом.

Пишем мотивационное письмо

Начнем с того, что мотивационное письмо должно быть уникальным для каждой вакансии и компании. Конечно, какие-то блоки вы можете копировать из одного послания в другое, но двух одинаковых писем быть не может, иначе теряется весь смысл этой процедуры. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем вам пользоваться шаблонами мотивационных писем, которые вы могли уже найти в интернете. Шаблон убъет всю вашу индивидуальность и отпугнет работодателя.

Факт №1. Мотивационное письмо должно занимать не больше страницы A4, а для студента без опыта работы вполне достаточно и половины страницы.

Главная сложность мотивационного письма — говорить по делу и без клише. Помните, что пустые фразы и распространенные мантры соискателей («активный, легко обучаемый, ответственный…») только вызывают раздражение читающего и не добавляют вам очков.

Для того чтобы написать хорошее мотивационное письмо вам нужно изучить материалы компании, ее положение на рынке, продукцию, описание вакансии. На основе полученных сведений вы сможете сделать выводы о том, что же вас привлекает в данной работе. Опишите эти выводы простым, но литературным языком. Продемонструйте работодателю свое умение работать с информацией и делать выводы, покажите, что вы разобрались в бизнесе компании, отчетливо понимаете, какую работу вам предлагают и почему вы в ней заинтересованы. Это будет первой частью вашего мотивационного письма — почему вы хотите получить данную позицию.

К сожалению, многие молодые специалисты данную рекомендацию воспринимают буквально, чуть ли не копируя тексты с сайта работодателя в своё письмо. Если вы не хотите работать в этом месте, можете так и поступить.

Факт №2. Мотивационное письмо требует оформления и тщательной проверки. Прочтите нашу статью «Как оформить резюме», советы которой применимы и к мотивационному письму.

Еще одна распространенная ошибка — попытка польстить работодателю. Обычно лесть вызывает недоверие ко всему письму и настраивает менеджера по персоналу негавтино против вас. Если вы пишите, что вам импонирует лидерество компании на рынке, а письмо посылаете в фирму, занимающую 10 строчку, то либо вы не разобрались, либо врете.

В своем письме будьте крайне внимательным с фактами и деталями. С одной стороны, вам необходимо оперировать примерами, чтобы убедить работодателя в вашей мотивации, с другой — велика вероятность ошибки. Если вы не уверены в чем-то, но хотите использовать это в качестве доказательства, то приведите источник, из которого вы подчерпнули сведения.

Факт №3. Не стесняйтесь дать кому-нибудь проверить ваше письмо. Будет обидно не получить работу из-за орфографических ошибок.

Вторая часть мотивационного письма — идеальный инструмент для студентов и выпускников без опыта работы привлечь к себе внимание. Вам нечего написать в резюме, но в мотивационном письме вы можете доказать работодателю, что деньги, вложенные в ваше обучение, вернуться сторицей.

Во-первых, вам нужно показать, что вы долгосрочно намерены развиваться в области, связанной с деятельностью компании или конкретной вакансией. Лучше всего для этого подходят факты о вашем образовании (дополнительных курсах, самообразовании) или об участии в некоторых проектах или организациях. Можно отметить успехи на определнных учебных курсах или ваши склонности.

Во-вторых, покажите вашу серьезность. Перечислите шаги, которые вы сами предприняли для повышения вашей квалификации. Это может быть самостоятельное освоение учебников, чтение периодики и интернет-ресурсов, участие в конференциях или семинарах.

Факт №4. Не стоит свидетельствовать против себя. Вас никто не просит писать о себе негатив, так и не делайте этого.

Наконец, попробуйте найти некий подходящий опыт, который подтвердит, что вы подойдете для работы на предлагаемой позиции. Определите, какие навыки нужны для выполнения данной работы (обычно они перечислены в описании вакансии), и подумайте, где вы могли уже могли приобрести эти навыки. Например, навык работы с данными можно было развить при написании курсовой работы, а навык публичных выступлений в КВН.

Последняя часть мотивационного письма должна быть посвящена вашим сильным сторонам. Еще раз повторимся, не нужно пустых слов и клише. Подкрепляйте ваши утверждения фактами или рекомендациями других людей. «Я считаю своей сильной стороной высокую степень ответсвенности. Например, за время обучения я не пропустил ни одного срока сдачи работ. Мой научный руководитель так же ни раз отмечал эту черту моего характера» — утрированный пример построения фразы. Пишите только то, что впоследствии сможете доказать на интервью.

Факт №5. О ваших зарплатных ожиданиях писать совсем не обязательно и иногда даже вредно.

Мы уверены, что если вы выделите себе достаточно времени и хорошо подумаете, то сможете написать отличное мотивационное письмо, которое поможет вам преодолеть барьер отбора по резюме.