Блог о карьере
 

Прямое обращение к работодателю

Ирина Шахмаметова,
eGraduate.ru
В нашей статье мы хотим остановиться на одном из самых распространенных мифов о поиске работы: «если компания официально не сообщает о наличии у нее вакансий, значит бесполезно пытаться получить там работу». В реальности это не так.

Об особенности отправки резюме в компанию, а не на конкретную позицию мы и хотим рассказать в очередной статье об инструментах поиска работы для молодых специалистов. Данный метод мы назовем «прямой поиск работы».

Такой метод поиска работы становится актуальным в случае, когда вы четко знаете, чем хотите заниматься и в какой компании работать, но в этой компании нет открытых позиций, которые были бы вам интересны. В такой ситуации у вас всегда есть два пути:

  • Опустить руки и начать рассматривать другие позиции / компании
  • Попробовать все-таки получить интересную вам работу, отправив свое резюме работодателю.

Второй способ является более сложным, но при этом распространен как в России, так и в Европе и США. При правильной подготовке он позволяет получить отклик на ваше резюме не меньший, чем при отправке на открытые позиции. В этой статье мы обязательно поговорим о том, что и как нужно делать, чтобы повысить шансы положительного отклика. Но сначала поговорим о плюсах и минусах данного метода.

Плюсы и минусы «прямого поиска работы»

Преимущества

  • Возможность попасть на позицию, которая не анонсируется в открытых источниках. Помните, что многие вакансии вообще никогда не рекламируются. HR-менеджеры стараются заблаговременно собирать информацию о специалистах, которые, в случае необходимости, могли бы заменить текущих сотрудников или занять вновь открывшиеся позиции.
  • Возможность опередить других кандидатов — если уже есть подходящий кандидат, зачем искать новых.
  • Возможность попасть на позицию, на которую вы не совсем подходите по требованиями — если вы заинтересовали HR-менеджера при предварительном общении, возможно, он будет готов предложить вам позицию, отбор по резюме, на которую вы не смогли бы пройти.

Сложности

Но при этом такой метод поиска работы сопряжен с рядом сложностей, которые обусловлены более высокими трудозатратами, чем просто поиск открытых позиций и отклик на них. Основные трудности, с которыми вам предстоит столкнуться, перечислены ниже:

  • Поиск нужных контактов и дополнительной информации, так как отправка резюме в никуда является пустой тратой времени.
  • Риск того, что резюме будут потеряно и не прочитано выше, чем в случае, когда вы отправляете резюме на конкретную позицию.
  • Проработка одной компании занимает значительное время, поэтому нужно иметь ограниченный список и запас времени.
  • Составление мотивационного письма к резюме — наличие хорошего сопроводительного и мотивационного писем значительно увеличивает шансы, что ваше резюме не окажется сразу в корзине.
  • Как правило, более длительный период поиска подходящего предложения: даже если компания заинтересовалась вами, период ожидания открытия подходящей позиции может занимать несколько месяцев.

Как организовать прямой поиск работы

Пошагово процесс прямого поиска работы можно описать следующим образом:

  1. Определение списка интересных компаний
  2. Поиск информации о компании (HR-менеджере, потенциальном руководители и так далее)
  3. Первичный контакт
  4. Отправка резюме
  5. Получение обратной связи

Ниже мы подробно остановимся на каждом из шагов.

Шаг 1. Как определить список интересных компаний?

Если даже вы знаете компанию своей мечты, никогда не бывает лишним посмотреть на ее прямых конкурентов — возможно, они предлагают условия работы и возможности для профессионального развития ничуть не хуже. А может вы вообще упустили из виду основных игроков рынка. Для того чтобы составить список интересных вам компаний, воспользуйтесь отраслевыми рейтингами (как национальными, так и международными — возможно, компания только начинает выходить на российский рынок и еще не попала в национальные рейтинги) и рейтингами компаний-работодателей. В первую очередь, обращайте внимание на компании, которые динамично растут, а не просто на лидеров рынка, так как именно в таких компаниях открывается больше новых позиций.

В нашем каталоге вы найдёте первоначальную информацию о <ф href="http://egraduate.ru/поиск-работы/работодатели">ведущих работодателях для молодых специалистов.

Шаг 2. Поиск информации

То, куда и кому вы отправляете информацию, определяет не только то, что писать, но и в целом эффективность рассылки. Для начала хочу подчеркнуть, что информация для рассылки резюме должна состоять не из списка компаний и общего электронного адреса (этого мало), а из всей доступной информации. Например, в базе должны быть данные:

  • Кто занимается подбором персонала в компании и адрес конкретного человека, а не общий e-mail для отправки резюме
  • Личные особенности HR-менеджера
  • HR-политика компании и, в частности, как организован процесс рассмотрения резюме и в целом отбор кандидатов
  • Данные о руководителе подразделения, в которое вы хотите попасть
  • Информация о бизнесе компании

Где взять эту информацию? Сейчас получить такую информацию по большинству компаний достаточно просто, если воспользоваться:

  • Сайтом компании — на сайте может быть указано имя HR-менеджера или указан электронный адрес, из которого можно понять и фамилию и имя;
  • Поиском в Интернете (обратив внимание на социальные сети, различные блоги и форумы). Не забудьте поискать информацию о менеджерах компании среди Лиц Сообщества на e-xecutive.ru; почитать их комментарии в форумах на этом сайте, а также начинайте использовать LinkedIn. Посмотрите нашу статью о том, как использовать социальные сети при поиске работы, возьмите на вооружение приемы, используемые самими менеджерами по персоналу;
  • Посещением мероприятий интересных вам компаний. Что нужно сделать, чтобы получить максимум от ярмарок вакансий, читайте в отдельном материале. Но основное правило — не упускайте возможность непосредственного общения с представителями компании, а также не забудьте взять их визитные карточки или запишите их контактные данные.

Шаг 3. Первичный контакт

Предварительное общение с тем, кому вы хотите отправить свое резюме, является очень желательным, хотя и не всегда возможным шагом.

Этот шаг можно совместить с предыдущим, если информацию вы собирали через участие в мероприятии компании, но если такой возможности у вас не было, то остается телефонный звонок. Во время телефонного общения нужно понять, есть ли в компании позиции, на которые вы могли бы претендовать, или планируется ли их открытие; есть ли у компании внутренняя база кандидатов и можно ли в нее попасть. А также нужно договориться о следующих шагах с вашей стороны — отправка резюме или повторный звонок через какое-то время.

То, как вы строите свой разговор по телефону, создает первые впечатления о вас, поэтому:

  • Говорите четко и конкретно
  • Уточните, удобно ли собеседнику сейчас с вами разговаривать
  • Не забудьте представиться
  • Говорите «спасибо» и «пожалуйста»

Если по объективным причинам вам не удастся связаться с менеджером по телефону, переходите к следующему шагу.

Шаг 4. Отправка резюме

На основе информации, полученной на первых этапах, вы составляете свое резюме и сопроводительное письмо. Не забудьте перед отправкой еще раз критически поверить оформление своего резюме.

Даже если у вас есть договоренность об отправке резюме, не поленитесь и составьте сопроводительное письмо, из которого четко понятно будет следовать, кто вы, что вы хотите, почему вас заинтересовала компания и почему вы должны быть интересны компании как потенциальный сотрудник.

Важно, чтобы письмо выглядело не как шаблонный вариант, рассылаемый по n-ому количеству адресов, а послание конкретному человеку в конкретную компанию, поэтому избегайте общих слов и универсальных выражений, продемонстрируйте в письме способность искать и анализировать информацию.

Шаг 5. Получение обратной связи

После того, как вы отправили свое резюме, постарайтесь узнать результаты его рассмотрения, чтобы иметь возможность сделать работу над ошибками в случае отрицательного ответа или чтобы понимать, когда стоит в следующий раз напомнить о себе.

Пытаясь получить обратную связь, стоит быть настойчивым, но ваша настойчивость не должна быть чрезмерной.

Желаем вам успеха в поиске подходящей вам работы, и помните, что самое худшее, что может быть — это не использовать все возможные пути поиска действительно удовлетворяющей вас работы и изо дня в день заниматься тем, что вам не нравится.