Блог о карьере
 

Как искать работу через социальные сети

Екатерина Прокофьева,
eGraduate.ru
В настоящей статье мы продолжаем рассматривать инструменты поиска работы для молодых специалистов и подробно останавливаемся на использовании социальных сетей.

С каждым днем социальные сети становятся все более популярными. Многие пользователи зарегистрированы не на одном, а на нескольких ресурсах. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как влияет ваша страница и размещенная на ней информация на поиск работы? Будьте готовы к тому, что социальные сети могут помочь вам как получить, так и упустить интересное предложение.

Социальные сети и отбор в компанию

В первую очередь, важно учитывать, что работодатели все активнее начинают обращать внимание на социальные сети. Сотрудник компании, просматривая ваше резюме, проводя телефонное интервью или готовясь к очному, вполне может поискать вас на facebook.com или vk.com. Он сделает это для того, чтобы получить дополнительную информацию о вас, которая, скорее всего, окажет влияние на его решение.

В США, по данным eMarketer, от 61 до 77% граждан в зависимости от возраста полагают, что социальные сети играют важную роль в трудоустройстве и карьере. Молодые специалисты особенно активно используют их для поиска наиболее престижной и высокооплачиваемой работы, в то время как на job-сайтах они рассчитывают лишь на самые обычные позиции

А теперь представьте, как будут характеризовать вас фото с вечеринок, записи на стене или группы, в которых вы состоите? Ваша страница уже формирует определенный имидж, а значит, влияет на мнение проводящего отбор. Еще больший ажиотаж вызовет ваша страничка в первые дни работы, когда новые коллеги и руководители пойдут «знакомиться» с вами.

Вместе с тем, надо понимать, что социальные сети могут не только навредить, но и помочь. Например, на moikrug.ru или LinkedIn ваш профиль играет роль резюме. А если у вас подробно заполнены интересы, образование, опыт работы и вы, возможно, являетесь специалистом в какой-то редкой или узкой сфере, то вполне возможно для работодателя социальная сеть — единственная возможность найти вас и предложить работу.

При этом надо помнить, что рекрутеры иногда могут выйти с предложением не только к кандидатам, находящимся в поиске, но и к специалистам, не ищущим работу в настоящий момент. Исходя из этого, оцените насколько в данный момент вам актуальны предложения и скорректируйте свою страницу. Здесь хотелось бы сразу дать пояснение — не стоит ожидать большого количества писем или откликов, когда вы создадите свой профиль. В России социальные сети все-таки пока не заменяют job-сайты, а используются в дополнение к ним. Но чем уже ваша специализация, чем более уникальные услуги вы можете оказывать, тем больше вероятность, что рекрутер будет вынужден идти на социальные сети.

В принципе, любую социальную сеть можно использовать для поиска работы. Например, фотографы и дизайнеры часто публикуют свои работы на сервисах фотографий, чтобы привлечь заказчиков. В ЖЖ или упомянутых ранее сетях можно вступить в специальные группы интересов, создать свое резюме, участвовать в профессиональных дискуссиях.

Ваши действия

Ваши действия зависят от того, кем вы являетесь. Для разных профессий правильными будут различные стратегии использования социальных сетей для поиска работы. Итак, если вы:

  • Фрилансер, представитель творческой профессии или специалист узкого профиля, то социальные сети могут стать очень важными инструментами маркетинга ваших услуг. Постарайтесь использовать как можно больше ресурсов и выкладывайте всю информацию, которая сможет вас охарактеризовать положительно (будет полезным использовать правила написания и оформления резюме и для социальных сетей). Активно участвуйте в профессиональных и тематических сообществах.
  • Собираетесь работать в офисе, то социальные сети скорее могут вам помешать. Как правило, работодатели пока используют их не столько для поиска сотрудника, а для получения дополнительной информации о вас (исключение – сети, направленные на поиск работников и профессиональные группы интересов). Ваша страничка Вконтакте, блог в ЖЖ или комментарии на Яндекс.Фотках могут дать о вас больше сведений, чем интервью.

Главный совет по работе с сетями — закрывайте доступ к своей странице посторонним на время поиска работы и первых недель работы, либо проведите «инвентаризацию» общедоступных записей.

Закрыть доступ или инвентаризировать содержание вашей странички — первый и обязательный шаг. Но помните, что больше всего о вас может рассказать ваш e-mail, который вы указали в резюме. Поиск по нику дает самые интересные результаты. Поэтому используйте при поиске работы специальный почтовый ящик, только не забывайте его проверять, а остальные ящики спрячьте от посторонних глаз.

Создавая новый ящик для рабочей переписки, помните, что название должно быть деловым. Самый простой вариант — различные комбинации имени и фамилии. Можно использовать нейтральные слова типа job, work, offer и т.п., но избегайте излишне «свободных» названий. Варианты типа kisska87, relax, iloveyou и т.п. вызывают недоумение и не производят положительного впечатления. Проверьте, что у вас не вызывает трудностей продиктовать ваш e-mail.

Внимательно исследуйте все ссылки на вашей страничке в социальной сети, чтобы выявить всю информацию, которую надо закрыть или удалить.

Вот четыре ключевых рекомендации, которые позволят вам ничего не упустить:

  • Оцените уже размещенную информацию — записи, комментарии, группы, фотографии. Что из этого стоит убрать или, наоборот, оставить? Как они выглядят в глазах работодателя? Учитывайте, что представители разных сфер бизнеса будут смотреть по-разному на информацию о вас.
  • Уберите ваши контакты — друзья и так знают ваш номер телефона или ICQ. Оцените ваш профиль — он должен положительно вас характеризовать, рассказывать о ваших интересах, но при этом он не должен смотреться странно на данном сервисе.
  • Не забудьте про разнообразные группы интересов. Профессиональные контакты, дискуссии по актуальным вопросам, разнообразные он-лайн и офф-лайн встречи приведут к тому, что на вашей странице будет больше посетителей, а значит больше шансов, что среди них окажется тот, кто сможет предложить вам интересную работу.
  • Модерируйте информацию на постоянной основе.

Завершая рекомендации можно сказать, что два главных фактора успеха — это, первое, определиться с тем, чего вы хотите/не хотите от сетей, и, второе, действовать с умом. Посмотрите на ваши странички глазами работодателя (а лучше, попросите кого-нибудь из знакомых или родственников) и вы поймете, что нужно изменить или удалить.