Блог о карьере
 

Выбор профессии, специальности, карьеры

Вопросы о том, как определиться с выбором профессии, специальности и карьеры.

Вопросы:

Как определить для себя сферы, в которых интересно будет развиваться?

Первым шагом стоит определить круг специальностей, которые вам интересны.

Делая этот выбор, следует руководствоваться, с одной стороны, востребованностью профессии на рынке труда и получаемой вами специальностью, с другой — вашими способностями и интересами. Определите для себя, насколько вы хотите работать с людьми, а насколько с цифрами. Исходя из этого, просмотрите информацию о различных специальностях и выберите приблизительное направление, в котором вам хотелось бы развиваться.

Дальнейшими шагами в определении пути своего карьерного развития могут стать такие инструменты, как общение с профессионалами из тех областей, которые вам интересны; работа на временных проектах, участие в стажировках, бизнес–играх, презентациях и других мероприятиях, устраиваемых компаниями–работодателями.

Таким образом, вы сможете узнать свои сильные и слабые стороны и найти ту сферу деятельности и компанию, где ваши способности реализуются в полной мере и будут по достоинству оценены работодателем.

С чего начать карьеру в маркетинге, если нет соответствующего образования?

Начать необходимо с того, что определиться с той сферой маркетинга, в которой хотелось бы работать — это может быть брендинг, аналитическое исследования рынка, работа с фокус–группами и т.д.

После этого стоит прочитать и хорошо изучить несколько книг по маркетингу, как общего содержания, так и по той узкой области, в которой бы вы хотели развиваться. Если подойти к изучению с основательным подходом, вы получите даже более объемную информацию, чем посещая какие–либо курсы маркетинга, это связано с тем, что маркетинговая школа в России еще очень слаба и хорошего дополнительного образования в данной сфере практически нет.

Большинство маркетинговых курсов представляют из себя курс лекций, основанный на материалах, которые вы сможете найти в более полном объеме в известных книгах по маркетингу.

Далее необходимо определиться, хотите ли вы начинать свою карьеру с начальной/стажерской позиции в отделе маркетинга (часто это ассистентские позиции), либо попробовать принять участие в Graduate Recruitment Development Program (такие программы устраивают многие крупные зарубежные компании). Второй вариант хорош тем, что для участия в данных программах профильное образование в сфере маркетинга необязательно, и это реальная возможность получить должность менеджера за 2 года.

В обоих случаях, при прочих равных, выбор будет сделан в пользу кандидата, имеющего более глубокие знания в сфере маркетинга. В связи с этим, если вы планируете устраиваться на работу уже сейчас, а не после углубленного изучения маркетинга (получение второго высшего образования), то упор необходимо делать на ваши личностные качества и мотивацию.

При прохождении этапов отбора, вы должны показать, почему именно вас стоит рассматривать на данную должность, почему вы хотите работать в сфере маркетинга и почему именно в данной компании. Также надо делать упор на хорошее знание языка и на опыт административной работы, давший вам определенные навыки, которые можно использовать в работе в маркетинге.

Что перспективнее: внешний или внутренний HR?

Хотелось бы сразу отметить, что на этот вопрос не существует однозначного ответа. Выбор сферы деятельности и развитие карьеры сугубо индивидуальны. Тем не менее, расскажем немного об обоих направлениях.

Что касается внутреннего HR, то здесь многое зависит от компании, а также функций специалиста по управлению персоналом. В большой, динамично развивающейся компании намного больше перспектив роста и развития. В качестве вершины профессиональной карьеры выступает позиция директора по персоналу, а в редких случаях это может быть и должность генерального директора. Однако важно подчеркнуть, что это в большей степени характерно для специалистов именно в области управления персоналом, чем для рядового сотрудника отдела кадров.

Зачастую в российской практике эти понятия смешиваются, поэтому следует предварительно выяснить, какой именно набор функций подразумевает под собой позиция HR–менеджера. Непосредственно управление человеческими ресурсами подразумевает под собой подбор, адаптацию, развитие, оценку сотрудников, разработку систем вознаграждения, мотивации, баланса рабочего времени и т.д. В то время как сотрудник отдела кадров занимается больше бумажной работой по кадровому делопроизводству.

В качестве преимущества внутреннего HR можно отметить тот факт, что вы получаете представление о бизнесе компании и при желании имеете возможность продолжить карьеру в другом департаменте. Внешний HR предоставляет больше возможностей именно для профессионального развития. Вы получаете информацию о рынке в целом и имеете возможность выявлять тенденции и перспективы его развития, применять новейшие технологии, анализировать эффективность тех или иных HR–решений в зависимости от специфики компаний и применяемых методов. Тем самым, данная область позволяет значительно расширить применение профессиональных знаний и навыков в таких сферах как консалтинг, маркетинг, аналитика, HR–аудит и т.д.

Что касается выбора более узкого направления внешнего HR, то в качестве альтернатив рассматриваются рекрутмент и консалтинг. Так как большинство компаний, специализирующихся в области внешнего HR, постороены по принципу партнерства, то развитие карьеры продолжается до получения статуса партнера компании.

Внешний HR предоставляет больше возможностей для увеличения дохода, так как в области рекрутмента он зависит от заработка подбираемого кандидата, а в области консалтинга — от эффективности предложенного клиенту решения. В целом, можно сказать, что работа во внутреннем HR более размеренная и характеризуется более стабильным уровнем дохода.

Следовательно, если вы амбициозны и не боитесь брать на себя риск, то вам может быть ближе внешний HR.


К списку категорий