Программы развития для студентов и выпускников
 

Резюме и другие документы

Вопросы и ответы о резюме, мотивационном и сопроводительном письме и других документах, которые вам необходимы для успешного трудоустройства. Основные статьи: «Как написать резюме», «Как написать мотивационное письмо».

Вопросы:

Как в резюме объяснить работодателю перерыв в стаже, если была возможность путешествовать, посмотреть мир?

Отправляя резюме в компанию, обязательно пишите сопроводительное письмо, в котором кратко опишите, почему вас заинтересовала данная позиция и компания и почему вы соответствуете предъявляемым требованиям. Перечислите свои преимущества: хороший уровень английского языка, опыт работы в международной компании, активная жизненная позиция и др. Можно перечислить свои достижения на прежнем месте работы.

Далее укажите, что вы, как нормальный человек, получив возможность посмотреть мир, ею воспользовались. Отметьте, что, хотя в течение последних трех лет у вас не было активного трудового стажа, но вы продолжали следить за изменениями в сфере вашей профессиональной деятельности (только подготовьтесь к интервью по этому вопросу).

В вашем случае хорошим показателем будет недавнее прохождение курсов по повышению квалификации или профессиональных тренингов, или просто самостоятельное освоение новой технологии, которая появилась за последние три года. Такие шаги продемонстрируют, что вы готовы развиваться и наверстывать «упущенное». Это также стоит указать в письме.

Более подробно с правилами написания сопроводительного письма можно также ознакомиться в теме нашего блога «Сопроводительное письмо – образец или индивидуальность?».

Как на интервью объяснить перерыв в стаже?

На чем сделать акценты в резюме, если нет диплома ведущего вуза?

В резюме нужно отразить не только стандартные данные (образование, опыт работы и т.д.), но и все ваши достижения. Именно на достижениях нужно сделать ключевой акцент. Это могут быть как достижения в работе (если у вас уже есть опыт), так и участие и победы в различных конкурсах, конференциях и т.д. во время учебы.

В сопроводительном письме нужно показать вашу мотивацию на работу в конкретной компании и обосновать, почему вы являетесь для компании подходящим кандидатом. Чтобы сделать это максимально качественно (а также подготовиться к дальнейшим этапам отбора) можно посоветовать не ограничиваться подробным изучением сайта интересующей компании, а посетить мероприятия, которые компания проводит для студентов. Участие в мероприятии полезно еще и с той точки зрения, что вы сможете познакомиться с HR менеджером компании и далее взаимодействовать с ним (например, очень полезно позвонить и уточнить результаты рассмотрения вашего резюме и т.д.). Это гарантирует положительный исход, но повысит ваши шансы на успех. 

Также продумайте заранее ответ на вопрос о выборе вуза («почему вы поступили именно в этот вуз?»). Неправильными ответами будут являться: «потому что у меня не было блата в ведущем вузе», «потому что этот вуз мне посоветовали родители/друзья и т.д.».

Почему работодатели часто пишут в объявлениях «диплом ведущего вуза»?

Как составить резюме?

Как правильно составить резюме вы можете прочесть в статье «Как написать резюме». На нашем сайте мы не приводим бланк или образец резюме, так как считаем, что ваше резюме должно отражать вашу индивидуальность, а шаблоны резюме (в первую очередь, речь идет о примерах резюме, поставляемых с MS Office) уменьшают ваши шансы быть замеченным.

Обязательно ли сопроводительное письмо к резюме?

Смотря, что вы подразумеваете под сопроводительным письмом: если вы говорите о записке к резюме, поясняющей на какую позицию вы претендуете, то да; если о мотивационном письме (эссе), то нет. Подробности вы найдете в статье «Как написать мотивационное письмо».

Обязательно ли мотивационное письмо к резюме?

Мотивационное письмо не обязательно, если работодатель специально не оговорил иное в объявлении о вакансии, но вы можете его написать, если считаете, что в вашем резюме есть пробелы, которые необходимо объяснить, или вы хотите обратить внимание рекрутера на свою кандидатуру. Подробности вы найдете в статье «Как написать мотивационное письмо».

Где скачать шаблон мотивационного письма?

Мы крайне не рекомендуем вам использовать шаблоны мотивационных писем. Этот документ должен быть уникальным не только для каждого человека, но для каждой компании и даже вакансии, на которую вы посылаете резюме. Шаблонные письма никто не читает, а отношение к вам рекрутера будет подпорчено, если вы заставите его потратить время на никому не нужный документ. Подробности вы найдете в статье «Как написать мотивационное письмо».

Как и где получить рекомендательное письмо?

Если у вас уже есть опыт работы, то при условии, что вы хорошо расстались с компанией, у вас не должно возникнуть сложностей с получением письма. Возможно, вас даже попросят подготовить его самостоятельно (см. Как самостоятельно подготовить рекомендательное письмо?). 

Возможно, что по политике компании, рекомендации не предоставляются. В этом случае стоит обратиться к своим коллегам (или бывшим руководителям), которые могут выступить рекомендателями, но от себя, а не лица компании. Правда, это, скорее всего, тоже запрещено для действующих сотрудников. 

Более сложный случай, когда бывший работодатель по каким-то причинам не готов представить рекомендации на вас, так как не доволен тем как вы ушли из компании или результатами вашей работы. В этом случае стоит сразу узнать, что будет сказано при обращении за рекомендациями. А параллельно хорошо бы получить письма из других мест работы или от тех, кто еще может оценить вас как специалиста (научный руководитель, руководитель в социальной или спортивной организации, в которой вы состояли). 

Если у вас еще не было опыта работы, то опять-таки стоит обратиться к тем людям, кто может охарактеризовать вас как специалиста и человека.

Как самостоятельно подготовить рекомендательное письмо?

При подготовке письма необходимо помнить, что оно не имеет конкретного получателя, содержит точную, легко проверяемую информацию о должности, обязанностях и достижениях, и в конце указываются контакты человека, который может дать необходимые пояснения и подтверждения информации приведенной в письме.

Постарайтесь в рекомендательном письме давать как можно больше фактов и воздерживайтесь от пустых слов и «воды».

Письмо желательно готовить на бланке компании с печатью организации и подписью лица, которое может подтвердить данные представленные в письме.

Письмо по объему не должно превышать объем одной страницы.

Как отразить в резюме смену специальности в вузе?

Не старайтесь в резюме досконально объяснить, почему вы бросили физфак и перешли на филфак. Этот момент стоит оставить до личного общения, а в резюме от вас ждут фактов, соответствующих требованиям вакансии.

Если смена специальностей происходит в ходе смены степеней обучения, то просто отразите две записи:

МГУ им. М.В.Ломоносова, Экономический факультет

2010-2012, магистр экономики, специальность «Математические методы в экономике».

2006-2010, бакалавр экономики, специальность «Политическая экономия».

Смену специальности, если она происходит во время непрерывной учебы на факультете (например, вы учитесь 5 лет на специалиста и на 4 курсе решили сменить специальность), вообще можно не отражать в резюме.

Самый сложный момент — смена вуза или кардинальная смена специальности. В этом случае мы рекомендуем в резюме отразить обе записи, а комментарии дать в мотивационном письме.

Ключевой момент состоит в том, что потенциальный работодатель должен легко понять соответствует ли ваше резюме формальным требованиям к кандидату в компанию. Если в требованиях указаны определенные ограничения по специальности в вузе, а вы как раз сменили в вузе специальность, то в мотивационном письме надо отдельно обратить на это внимание, чтобы показать соответствие требованиям позиции.

Как на интервью объяснить смену специальности в вузе?


К списку категорий